Contacts:

Цели освоения дисциплины «Педагогика высшей школы»раскрытие актуальных проблем высшего образования, а также  формирование у аспирантов представления о работе преподавателя вуза, о методических приемах и средствах организации учебного процесса, о сущности и содержании педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

            Задачи дисциплины: охарактеризовать достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы; ознакомить с основными формами организации учебной работы в вузе; раскрыть теоретические и методические особенности проведения лекций и семинарских занятий; рассмотреть историю высшего профессионального образования в России, прийти к пониманию взаимообусловленности уровня развития образования и характера общественно-политической жизни в стране; выявить цели, задачи и проблемы модернизации высшей школы; осмыслить психологически механизмы и педагогически пути развития образовательного пространства вуза; понять основные задачи, специфику, функциональную структуру деятельности преподавателя вуза; изучить основы педагогического взаимодействия в условиях образовательного пространства высшей школы.

              Место учебной дисциплины в структуре ОПОП.

Учебная дисциплина «Педагогика высшей школы» входит в вариативную часть Б1.В.02. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (3 зачетных единиц). Форма итогового контроля – зачёт.

            Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать: 

·  методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

·  особенности представления результатов научной деятельности в устной и письменной форме при работе в российских и международных исследовательских коллективах;

·  возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации; пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития;

·  современные технологии обучения, выработанные отечественной и зарубежной педагогикой высшей школы;

·  структуру педагогической деятельности преподавателя, ее содержание и технологии обучения в вузе;

·  теоретические основы агрохимии.

 (УК-1, УК-3, УК-6, ОПК-5, ПК-5)

уметь:

·      анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов;

·      при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений;

·       следовать нормам, принятым в научном общении при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решении научных и научно- образовательных задач;

·      осуществлять личностный выбор в процессе работы в российских и международных исследовательских коллективах, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой, коллегами и обществом;

·      выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей;

·      осуществлять и организовывать преподавательскую деятельность по основным образовательным программам высшего образования, с учётом обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития;

·      применять знания и навыки в области агрохимии в практической и педагогической деятельности.

(УК-1, УК-3, УК-6, ОПК-5, ПК-5)

владеть:

·       навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

·       навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

·       навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих при работе по решению научных и научно-образовательных задач в российских или международных исследовательских коллективах;

·       технологиями планирования деятельности в рамках работы в российских и международных коллективах по решению научных и научнообразовательных задач;

·       особенностями коммуникаций различных типов при осуществлении работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач;

·      приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования;

·      технологиями организации процесса обучения, приемами и техниками профессионального саморазвития;

·      навыками публичной речи;

·      навыками построения лекционных и практических занятий, определения их целей, задач, этапов, методологической основы; 

·      методикой объективности оценивания собственной деятельности и результатов обучения аспирантов;

·      навыками внедрения новых знаний, эффективных образовательных технологий и обновлением образовательных программ по направленности «Агрохимия».

(УК-1, УК-3, УК-6, ОПК-5, ПК-5)

Содержание дисциплины:  Педагогика высшей школы как наука и область  педагогического знания. Особенности педагогического взаимодействия в условиях высшей школы. Личность преподавателя и его профессиональная деятельность. Гуманитарная культура преподавателя высшей школы.  Образовательное пространство высшей школы как педагогический феномен.

Составитель: к.п.н., доцент Снегова Е.С.