Контакты:

АННОТАЦИЯ

рабочей программы дисциплины

Литература»

специальность 23.02.03
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

квалификация (степень) выпускника: техник

форма обучения: очная, заочная

 

Цель дисциплины: сформировать у обучающихся представление  о сущности литературы как специфической области знания, выражающей богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах; о связи между художественным творчеством и общественной жизнью; воспитание гражданина и патриота. 

Задачи дисциплины:

         – формирование целостного восприятия и понимания художественного произведения;

         – овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

         – развитие  интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

Место дисциплины в структуре ППССЗ. Учебная дисциплина включена в базовые дисциплины (БД.02). Общая трудоёмкость дисциплины составляет 168 часов. Форма итогового контроля – дифференцированный зачёт.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен

знать:

·        образную природу словесного искусства;

·        содержание изученных литературных произведений;

·     основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

·     основные закономерности историко-литературного процесса и особенности литературных направлений;

·        основные теоретико-литературные понятия;

 уметь:

·       извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·       анализировать  и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·       определять род и жанр произведения, сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию;

·       устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых литературных процессов и явлений;

·       писать рецензии, отзывы на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

владеть:

·       навыками поиска, систематизации лингвистической и литературоведческой информации;

·       навыками анализа  информации.

 Содержание дисциплины:

Литература

Раздел I.  Русская литература первой половины ХIХ века.

Тема 1.1 Общая характеристика русской литературы.

Тема 1.2 Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

Тема 1.3 Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики.

Тема 1.5 Н.В. Гоголь. Путь к реализму. «Петербургские повести».

Раздел II. Русская литература второй половины ХIХ века.

Тема 2.1 Общая характеристика русской литературы.

Тема 2.2 А.Н. Островский. Конфликт Катерины в драме «Гроза».

Тема 2.3 Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Обломовщина.

Тема 2.4 Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева.

Тема 2.5 Идейный спор отцов и детей в романе «Отцы и дети».

Тема 2.6 Особенности поэтического мастерства Ф.И. Тютчева.

  Тема 2.7 Очерк жизни и творчества А.А. Фета и А.К. Толстого

Тема 2.8 Очерк жизни Н.А. Некрасова. Гражданский пафос лирики.

Тема 2.9 Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Тема 2.10 Жизненный подвиг Н.Г. Чернышевского. Роман «Что делать?»

Тема 2.11 Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества.

Тема 2.12 Писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин.

Тема 2.13 Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

Тема 2.14 Нравственная проблематика «Преступления и наказания».

Тема 2.15 Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

Тема 2.16 Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».

Тема 2.17 А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Новеллы.

Тема 2.18 Особенности чеховской драматургии. «Вишнёвый сад».

Раздел III. Русская литература на рубеже веков.

Тема 3.1 Общая характеристика культурно-исторического процесса.

Тема 3.2 Творчество И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско».

Тема 3.3 Жизнь и творчество А.И. Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» и повести «Олеся».

Тема 3.4 Тематика и проблематика романтического творчества М. Горького. «Старуха Изергиль». Философский смысл пьесы «На дне».

Раздел IV. Поэзия начала ХХ века.

Тема 4.1 Серебряный век. Литературные течения русского модернизма.

Тема 4.2 Жизнь и творчество А.А. Блока. Сюжет поэмы «Двенадцать».

Тема 4.3 Сведения из биографии В.В. Маяковского. Новаторство поэта.

Тема 4.4 Своеобразие лирики С.А. Есенина.

Раздел V. Литература 20-30-х годов ХХ века.

Тема 5.1 Литературный процесс 20-30-х гг. Тема революции и гражданской войны. Рассказы И.Э. Бабеля. Сатира М. Зощенко. Научная фантастика. Исторический роман.

Тема 5.2 Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой, О. Мандельштама.

Тема 5.3 Творчество М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита».

Тема 5.4 Социально-философское содержание произведений

А.П. Платонова.

Тема 5.5 Творческий путь М.А. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества.

Раздел VI. Литература русского зарубежья.

Тема 6.1 «Три волны» русского зарубежья. В.В. Набоков, И. Бродский.

Раздел VII.  Великая Отечественная война в литературе.

Тема 7.1 Великая Отечественная война в произведения писателей. Публицистика военных лет. Произведения первых послевоенных лет.

Раздел VIII. Литература второй половины ХХ – начала ХХI века.

Тема 8.1 Новые тенденции в литературе 50-80-х годов.

Тема 8.2 Поэты-«шестидесятники». Авторская песня. Русская драма.  Изображение духовного мира человека в драматургии.

                Тема 8.3 Время плюрализма. «Возвращенная» литература.

                 Тема  8.4     Постмодернизм. Развитие современной литературы.

Раздел IХ. Зарубежная литература (обзор).

Тема 9.1 Художественный мир зарубежной литературы ХХ века.

 Составитель: Епифанцева Г.А., преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.