Contacts:

АННОТАЦИЯ

рабочей программы дисциплины

 «История и философия науки»

направление подготовки 35.06.01 Сельское хозяйство

направленность «Агрохимия»

квалификация (степень) выпускника: исследователь, преподаватель-исследователь

форма обучения: очная, заочная

 

Цель дисциплины – формирование у обучающихся углубленных знаний об отличительных особенностях этапов развития науки, о роли философии в научном познании, о принципах и методах научного познания.

Задачи дисциплины: сформировать устойчивые знания по всем вопросам истории и философии науки; привить навыки применения полученных знаний в научных исследованиях; развить навыки работы с философской литературой по проблематике данного курса, а также навыки самостоятельного философского анализа содержания научных проблем, познавательной и социокультурной сущности достижений и проблем в развитии науки.

Место дисциплины в структуре ОПОП. Учебная дисциплина включена в базовую часть Б1.Б.01. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов (3 зачетные единицы). Форма итогового контроля – экзамен.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

·                значение критического рационализма, принципов верификации и фальсификации в научном познании;

·                основные парадигмы, принципы и методы научного познания, в том числе междисциплинарные;

·                пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития;

·                методологию теоретических и экспериментальных исследований;

·                основные методы научного познания;

·                основные формы организации научных исследований

(УК-1, УК-2, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4)

уметь:

·                анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач;

·                ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе её развития;

·                формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей;

·                применять методологию научного исследования при выполнении исследовательских работ;

·                аргументировать, анализировать, оформлять, представлять и защищать результаты самостоятельных научных исследований с обоснованием выводов и рекомендаций;

·                организовывать групповую работу, в том числе работу исследовательского коллектива;

(УК-1, УК-2, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4)

владеть:

·                навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

·                навыками анализа методологических и мировоззренческих проблем, в том числе междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе её развития;

·                приёмами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач;

·                навыками восприятия и анализа текстов, имеющих научное содержание;

·                способностью постановки проблемы исследования;

·                навыками организации групповой работы для совместного решения поставленных задач.

(УК-1, УК-2, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4)

 

Содержание дисциплины: Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции. Наука как социальный институт. Структура научного знания. Динамика  науки как  процесс  порождения нового знания. Предмет и основные концепции философии науки. Научные традиции и научные революции. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Общие методологические подходы к истории и философии профильной отрасли научного знания.

Составитель: к.т.н., доцент кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Тимофеева Н.В.