Контакты:

АННОТАЦИЯ

рабочей программы дисциплины

«Обществознание (включая экономику и право)»

специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

квалификация  выпускника: техник

форма обучения: очная, заочная

 

      Цель дисциплины: сформировать у обучающихся представления об обществознании как специфической области знания, о всесторонней дисциплине, изучающей все сферы жизнедеятельности человека, общества, государства, культуры, религии – их неразрывном взаимодействии.

 

          Задачи дисциплины:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;

- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

 

          Место дисциплины в структуре ППССЗ. БД.04, цикл базовых дисциплин.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

 

           Общая трудоемкость дисциплины составляет:

- максимальная учебная нагрузка обучающегося 147 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 98 часа;

- самостоятельная работа обучающегося 41 часов;

- консультации 8 часа.

Форма контроля – дифференцированный зачет.

 

 

 

Содержание дисциплины:

РАЗДЕЛ I. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ

Тема 1.1

Природа человека, врождённые и приобретённые качества

Тема 1.2

Общество как сложная система

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 2.1

Духовная культура личности и общества

Тема 2.2

Наука и образование в современном мире

Тема 2.3

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

 

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА

Тема 3.1

Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи

Тема 3.2

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Тема 3.3

ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица.  Деньги, банки, инфляция

Тема 3.4

Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

 

РАЗДЕЛ I. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 4.1

Социальная роль и стратификация

Тема 4.2

Социальные нормы и конфликты

Тема 4.3

Важнейшие социальные общности и группы

РАЗДЕЛ V. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Тема 5.1

Политика и власть. Государство в политической системе

Тема 5.2

Участники политического процесса

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВАЯ СФЕРА

Тема 6.1

Правовое регулирование общественных отношений

Тема 6.2

Основы конституционного права  Российской Федерации

Тема 6.3

Отрасли права Российской Федерации

Тема 6.4

Международное право

 

Составитель:

М. Н. Кириллова, преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин