Дата начала: 1 Сентябрь 2017

Контакты:

АННОТАЦИЯ

рабочей программы дисциплины

«Русский язык и литература»

специальность 230203 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

квалификация (степень) выпускника: техник

форма обучения: очная, заочная

 

Цель дисциплины: сформировать у обучающихся представление  о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; о сущности литературы как специфической области знания, выражающей богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах; о связи между художественным творчеством и общественной жизнью; воспитание гражданина и патриота.  

Задачи дисциплины:

– осмысление общих теоретических понятий, объясняющих развитие русского языка и сущность литературного процесса;

 –  освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

         – формирование целостного восприятия и понимания художественного произведения;

          – овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

          – развитие  интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

Место дисциплины в структуре ППССЗ. Учебная дисциплина включена в базовые дисциплины (БД.01). Общая трудоёмкость дисциплины составляет 291 час. Форма итогового контроля – экзамен.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

·       связь языка и истории, культуры русского и других народов;

·     смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

·        образную природу словесного искусства;

·       содержание изученных литературных произведений;

·     основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

·     основные закономерности историко-литературного процесса и особенности литературных направлений;

·       основные теоретико-литературные понятия;

 

уметь:

·       извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

·       создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;

·       анализировать  и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

·       определять род и жанр произведения, сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию;

·       устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых литературных процессов и явлений;

·       писать рецензии, отзывы на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

владеть:

·       навыками поиска, систематизации лингвистической и литературоведчес-кой информации;

·       навыками анализа  информации.

 

Содержание дисциплины:

Русский язык

Раздел I Язык и речь. Функциональные стили речи.

Тема 1.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Тема 1.2 Функциональные стили речи и их особенности.

Тема 1.3 Текст как произведение речи. Типы речи.

Раздел II Лексика и фразеология.

Тема 2.1 Слово в лексической системе языка.

Тема 2.2 Лексика с точки зрения происхождения и употребления.

Тема 2.3 Фразеология и фольклорная лексика. Лексические нормы.

Раздел III Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема 3.1 Фонетические единицы. Орфоэпические нормы.

Тема 3.2 Орфография. Приставки на з-/с-.

Раздел IV Морфемика, словообразование, орфография.

Тема 4.1 Способы словообразования. Приставки при-/пре-.

Тема 4.2 Орфография.

Раздел V Морфология и орфография.

Тема 5.1 Имя существительное.

Тема 5.2 Имя прилагательное.

Тема 5.3 Имя числительное. Местоимение.

Тема 5.4 Глагол.

Тема 5.5 Причастие как особая форма глагола. Деепричастие.

Тема 5.6 Значение наречий, их грамматические свойства.

Раздел VI Служебные части речи.

Тема 6.1 Предлог как часть речи. Союз как часть речи.

Тема 6.2 Частица как часть речи. Междометия.

Раздел VII Синтаксис и пунктуация.

Тема 7.1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Тема 7.2 Простое предложение. Осложнённое простое предложение.

Тема 7.3 Сложное предложение.

Литература

Раздел I  Русская литература первой половины ХIХ века

Тема 1.1 Общая характеристика русской литературы.

Тема 1.2 Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

Тема 1.3 Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов. Этапы творчества.

Тема 1.5 Н.В. Гоголь. Тема искусства в повести «Портрет».

Раздел II Русская литература второй половины ХIХ века.

Тема 2.1 Общая характеристика русской литературы.

Тема 2.2 А.Н. Островский. Трагедия Катерины в драме «Гроза».

Тема 2.3 Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Обломовщина.

Тема 2.4 Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева.

Тема 2.5 Идейный спор отцов и детей в романе «Отцы и дети».

Тема 2.6 Авторская позиция в романе. Споры вокруг романа.

  Тема 2.7Трагическая судьба писателя-демократа Н.Г. Чернышевского.          Роман «Что делать?» (Обзор.)

Тема 2.8 Особенности поэтического мастерства Ф.И. Тютчева.

Тема 2.9. Очерк жизни и творчества А.А. Фета и А.К. Толстого.

Тема 2.10 Очерк жизни Н.А. Некрасова. Гражданский пафос лирики.

Тема 2.11 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из жизни. «История одного   города» (обзор).

Тема 2.12 Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского.

Тема 2.13 Сущность теории Раскольникова. Проблематика романа.

Тема 2.14 Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

Тема 2.15 Изображение войны 1812 года в романе-эпопее «Война и мир».

Тема 2.16 Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Новеллы.

Тема 2.17 «Вишнёвый сад» - жанровое своеобразие, композиция, Осо-бенности драматургии.

Раздел III Русская литература на рубеже веков.

Тема 3.1 Общая характеристика культурно-исторического процесса.

Тема 3.2 Творчество И.А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско».

Тема 3.3 Жизнь и творчество А.И. Куприна. Тема любви в рассказе «Гра-натовый браслет» и повести «Олеся».

Тема 3.4 Тематика и проблематика романтического творчества М. Горь-кого. «Старуха Изергиль». Философский смысл пьесы «На дне».

Раздел IV Поэзия начала ХХ века.

Тема 4.1 Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Модер-нистские течения.

Тема 4.2 Жизнь и творчество А.А. Блока. Сюжет поэмы «Двенадцать».

Тема 4.3 Сведения из биографии В.В. Маяковского. Новаторство Маяковского.

Тема 4.4 Своеобразие лирики С.А. Есенина.

Тема 4.5 Основные темы творчества М. Цветаевой.

Раздел V Литература 20-30-х годов ХХ века.

Тема 5.1 Общая характеристика. Тема революции и гражданской войны в рассказах И.Э. Бабеля. Сатира М. Зощенко.

Тема 5.2 Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой. Поэма «Реквием».

Тема 5.3 Жизнь и творчество Б. Пастернака.

Тема 5.4 Трагизм поэтического мышления Осипа Мандельштама.

Тема 5.5 Творчество М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита».

Тема 5.6 Очерк жизни и творчества А.П. Платонова.

Тема 5.7 Творческий путь М.А. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества.

Раздел VI Литература русского зарубежья.

Тема 6.1 «Три волны» русского зарубежья. В.В. Набоков и И. Бродский.

Раздел VII Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет.

Тема 7.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Произведения первых послевоенных лет.

Раздел VIII Литература 50-80-х годов (обзор).

Тема 8.1 Новые тенденции в литературе 50-80-х годов.

Тема 8.2 Поэты-«шестидесятники». Изображение духовного мира человека в драматургии.

Раздел IХ Зарубежная литература (обзор).

Тема 9.1 Художественный мир зарубежной литературы ХХ века.

Раздел Х Литература конца 1980-х – начала 2000-х годов.

Тема 10.1 Традиции и новаторство в новейшей прозе 90-х -2000-х годов.

Тема 10.1 Постмодернизм. Развитие современной литературы конца ХХ – начала ХХI века.

Составитель: Епифанцева Г.А., преподаватель кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.